Конструирование форм воспитательной работы

Робот Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть

Разнообразие форм воспитательной работы ставит перед педагогом вопрос об их выборе. Несмотря на большое количество публикуемых в педагогической литературе описаний различных классных часов, конкурсов, шоу-программ, праздников, чаще всего оказывается, что их формы на практике невоспроизводимы. И тут нет никакого парадокса, поскольку все эти планы, конспекты, сценарии разработаны для конкретных учащихся, в них отражены индивидуальность педагогов-авторов и местные условия. Ясно, что вероятность совпадения стольких признаков слишком ничтожна, чтобы можно было, слепо копируя чужую идею, надеяться на такой же успех.

Однако нельзя отрицать возможность использования в воспитательной работе описанных и апробированных форм, если педагог подходит к заимствуемой форме творчески, наполняет её новым содержанием, адаптирует к местным условиям. Можно, заимствуя идеи и элементы формы, выстраивать свою форму. Наконец, в практике начинающих педагогов приемлемо полное (насколько возможно) копирование чужих воспитательных разработок – при условии, что практикант или стажёр постепенно учится самостоятельному конструированию из готовых элементов.
Форма воспитательной работы может рождаться и в процессе её осуществления, если это, например, форма коллективного творческого дела, в планировании и организации которого участвуют воспитанники.

 При выборе форм воспитательной работы педагогу необходимо учесть…
- возможности и потребностей детей,
- свои возможности,
- возможности других педагогов, родителей и прочих участников, которых педагог хотел бы привлечь для осуществления отобранных форм,
- внешние условия (особенности социального и производственного окружения школы, ближайшие культурные центры и т. д.).

Форма определяет содержание, а содержание – форму. Эта философская аксиома действует и при планировании любого звена воспитательной работы. В воспитательном процессе содержание и форму условно можно выразить вопросами, на которые приходится отвечать педагогу:

           содержание – «Что сделать?»
           форма – «Как организовать деятельность?»

Форма может конструироваться одним из двух способов: «от формы к содержанию» или «от содержания к форме» (см., например: Классному руководителю / под ред. М. И. Рожкова. – М., 2001. С. 45-49).

Путь «от формы к содержанию» заключается в том, что известная форма наполняется новым содержанием. Например, выбирается форма какой-либо популярной телеигры, или тематического вечера, путешествия. Затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким должно быть содержание для того, чтобы решить поставленные задачи. На этом пути сначала даётся ответ на вопрос «как?», а потом – на вопрос «что?».

Путь «от содержания к форме» начинается с задач и содержания мероприятия: на основе содержательной идеи осуществляется поиск формы. Вопросы, на которые приходится отвечать на этом пути, расположены в последовательности: «что?» –> «как?».


Робот списокРоботу удалось вычислить, что со статьёй "Конструирование форм воспитательной работы" тематически связаны:
Для ссылки:
Конструирование форм воспитательной работы [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-134 (дата обращения: 28.04.2024).


Источник: http://sv-sidorov.ucoz.com/Posobiya/s-v-sidorov-organizacija_vospitatelnoj_raboty_v_uc.pdf
Опубликовано 29.10.2012 | Просмотров: 11724