Воспитательная система общей заботы

Робот Это не совсем то, что Вы искали? Внизу Вас уже ждёт список похожих материалов. Посмотреть
По материалам моих лекций.


Идею общей заботы как основы воспитательного процесса выдвинул ленинградский педагог и ученый Игорь Петрович Иванов в конце 1950-х годов. В воспитательной системе общей заботы реализуются следующие принципы:
- общественная направленность и общественная польза воспитывающей деятельности;
- сотрудничество детей и взрослых;
- разнообразие социальных ролей, выполняемых участниками деятельности;
- увлекательность, романтизм деятельности;
- творчество и сотворчество.

Общая забота – это забота всего коллектива, которая осуществляется в разнообразной деятельности и объединяет воспитанников и педагогов, превращая их в содружество единомышленников. Ключевое место в реализации идеи общей заботы занимает коллективная творческая деятельность. Для организации такой деятельности И.П. Ивановым и его единомышленниками были разработаны новые формы и методики воспитательной работы, среди которых наиболее известны коллективные творческие дела (КТД).

Важная роль в воспитательной системе общей заботы отводится соуправлению и самоуправлению. Структура детского самоуправления строится по принципу реальной необходимости. Органы самоуправления формируются исходя из потребностей коллектива в решении тех или иных организационных задач. Они могут быть как постоянными, так и временными, их состав постоянно обновляется.

Формы самоуправленческой деятельности воспитанников очень разнообразны:
- участие в планировании, подготовке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
- участие во «взрослой»структуре управления (например, в работе педсовета);
- работа в постоянных и временных органах самоуправления (к постоянным относятся, например, советы классов, отрядов, совет физкультуры, совет школьного музея и т.д.; временные – это советы дел, инициативные группы и др.);
- выполнение различных поручений (индивидуальных, групповых, коллективных);
- дежурство по классу и школе, по отряду и лагерю, по спецпосту (спецпосты вводятся для решения конкретных организационно-управленческих задач, например: дежурные по спецпосту у входа в школу фиксируют опоздавших, а дежурные по спецпосту в столовой следят за дисциплиной и порядком во время обеда и т.д.);
- участие в работе советов первичных коллективов (классов, отрядов);
- участие в работе сборов (в воспитательной системе общей заботы сбор является высшим органом самоуправления, он проводится нечасто, но так, чтобы все его участники имели возможность выразить своё мнение).

В этой воспитательной системе находят примененив различные организационные формы, педагогические методы и приемы. Разнообразие форм является важным условием заинтересованности детей, их активности и самодеятельности. Смотры знаний, различные игры, конференции, брифинги, КВНы и другие увлекательные формы учебно-воспитательной работы дают возможность каждому ребёнку реализовать свои интересы, проявить и развить способности. Постоянное сотворчество с детьми создаёт условия для максимального творческого развития педагогов: их мастерства, кругозора.

Необходимое условие воспитания в системе общей заботы – особым образом складывающиеся воспитательные отношения. Эти отношения включают в себя, помимо общей заботы (реальных отношений), ещё и товарищеское уважение, товарищескую требовательность (уровень духовных отношений).

Методика коллективного воспитания изначально возникла и длительное время развивалась как чисто «лагерная», предназначенная для работы в детских оздоровительных лагерях. Впоследствии многие школы также стали с успехом её использовать. Однако среди части учителей по-прежнему сохраняется предубеждение об ограниченности данной методики исключительно внешкольной работой.

Если обратиться к зарубежным аналогам, то нетрудно заметить, что многие элементы воспитания на основе общей заботы реализуются в «справедливом сообществе» Л. Колберга (детское самоуправление, сотрудничество взрослых и детей, добровольность участия, общественно полезная направленность деятельности и др.). Можно сказать, что «справедливые сообщества» – зарубежный вариант воспитания личности в коллективе. Это свидетельствует о том, что воспитательный потенциал коллектива высоко оценивается не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике.

Робот списокРоботу удалось вычислить, что со статьёй "Воспитательная система общей заботы" тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В. Воспитательная система общей заботы [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-236 (дата обращения: 05.05.2024).
Автор(ы): Сидоров С.В. | Опубликовано 06.07.2013 | Просмотров: 19843