Методика и перспективы развития дистанционного обучения

Робот Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть
Сидоров Сергей Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент

Мокшев Дмитрий Петрович
студент 2 курса факультета Истории и права

Шадринский государственный педагогический институт


Е. С. Полат отмечает, что в современном дистанционном обучении существует две основные методики: методика синхронного обучения и методика асинхронного обучения [6]. При использовании синхронной методики общения преподавателя и ученика происходит в режиме онлайн (т.е. в режиме реального времени). При этом огромная нагрузка выпадает как на обучающегося, так и на преподавателя (тьютора). Педагог как бы «тянет» за собой ученика, выступает его проводником. При асинхронной методике больше внимания уделяется самообучению, удобному для ученика распределению нагрузки. Таким образом, наибольшая ответственность за результат в этом случае выпадает на ученика. Преподаватель здесь выступает исключительно в роли консультанта. Его участие в процессе обучения практически сведено к нулю.

Что касается перспектив организации дистанционного обучения, то Е.С. Полат [6] выделяет следующие формы.

Веб-занятия – уроки, конференции, семинары, деловые игры и другие занятия, которые проводятся с помощью сети Интернет. Специально для веб-занятий используются веб-форумы – специальные сайты для оставления записей на страницах. На таких сайтах устанавливаются адаптированные программы. От чат-занятий веб-занятия отличаются своей полной асинхронностью во взаимодействии обучающихся и преподавателей и возможностью более длительной работы.

Чат-занятия – занятия с использованием технологии чата. В чат-занятиях присутствует полная синхронность, то есть все участники занятия находятся в чате одновременно.

Телеконференция организуется посредством рассылки электронной почты с указанием времени участия. Такая рассылка может производиться автоматически по специальным электронным спискам.

Телеприсутствие – совершенно новая форма дистанционного обучения. Она предназначена для людей с ограниченными возможностями. При помощи специального робота или других современных технологий создается полноценный эффект присутствия обучающегося в классе. При этом ученик может равноценно общаться с преподавателем и с другими учениками. Эта форма дистанционного обучения может открыть новые возможности для людей с ограниченными возможностями по всей России.

Перечисленные организационные формы отнюдь не исчерпывают весь организационно-педагогический потенциал дистанционного обучения. Сегодня появляются новые формы организации дистанционного педагогического взаимодействия, новые виды учебных заданий, ориентирующих студента и школьника на выработку умений самостоятельного поиска и обработки информации в сети Интернет [7].

Проведенное нами теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы о содержании и перспективах дистанционного образования в России на современном этапе.

1. Для обеспечения качественного дистанционного образования необходимо более удобное для педагогов программное обеспечение.

2. Основная цель дистанционного обучения – введение новых технологий в образование и обеспечение доступа к образованию большего числа людей.

3. В процессе дистанционного обучения должны соблюдаться основные принципы и законы классического обучения.

4. Формы дистанционного обучения могут в дальнейшем совершенствоваться, дополняться новыми формами по мере развития информационных технологий.

5. С течением времени дистанционные формы обучения могут оттеснить классическое обучение на второй план – при условии, что в них будут реализованы обратные связи, характерные для традиционной организации учебного процесса.



Источник:
Сидоров С.В., Мокшев Д.П. Потенциал развития дистанционного образования в России // Инновации и современные технологии в системе образования : мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. 20-21 февраля 2013 г. – Praha : Vědecko vydavatelské centrum "Sociosféra-CZ", 2013.



Библиографический список

1. Андреев А.А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании. – 2003. – №4.

2. Господарик Ю.П. Проблемы и перспективы дистанционного обучения истории [Электронный ресурс] // Педагогические и информационные технологии в образовании: электронный научно-методический журнал – №1. – Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero1/pedag/art2.html (дата обращения 10.02.2013).

3. Джалиашвили З.О. Организация системы дистанционного образования [Электронный ресурс] // Элитариум: центр дистанционного образования. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2006/03/24/organizacija_sistemy_distancionnogo_obrazovanija.html (дата обращения 11.02.2013).

4. Монахов Н.В. Эволюция дистанционного образования // Школьные технологии. – 2003. – № 2. – С. 89-94.

5. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / В.И. Овсянников, В.П. Кашицин – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. – 794 с.

6. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М: Изд. центр «Академия», 2006. – 400 с.


7. Сидоров С.В. Технологии работы преподавателя [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/blog/1-0-3 (дата обращения 11.02.2013).


Робот списокРобот определил, что со статьёй "Методика и перспективы развития дистанционного обучения" тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В., Мокшев Д.П. Методика и перспективы развития дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/6-1-0-166 (дата обращения: 01.05.2024).
Автор(ы): Сидоров С.В., Мокшев Д.П. | Опубликовано 23.02.2013 | Просмотров: 7409