Использование метода кейса на уроках литературы

Робот Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть
Владислава Мачуженко,
Эльмира Мусабаева


Гуманитарный факультет
Шадринского государственного педагогического университета
 
Статья опубликована в сборнике: Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the IX international scientific conference on May 15–16, 2018. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2018.

Повышение интереса учащихся к литературным произведениям является актуальной проблемой всех учителей в наше время. Ведь с развитием техники (компьютеры/смартфоны/игровые приставки) дети вовсе забыли о книгах. Поэтому для того, чтобы заинтересовать учеников, включается в учебный процесс метод кейса. А что же такое «кейс»?

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» (англ. «case») – это…
1) активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуациoнного oбучения «case – study»;
2) набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Главное предназначение этого метода – развивать способность учащихся находить различные решения проблемы и учиться работать с данной им информацией.

Кейс можно спутать с проблемной ситуацией, но нужно помнить основное отличие: в кейсе проблема или проблемный вопрос никогда не лежит на поверхности, так как учащиеся должны сами найти ответ в представленном тексте, который дан в описании кейса.

Данный метод можно использовать в изучении различных произведений и ставить в них определенные вопросы. К примеру, взять роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и поставить перед учениками следующий вопрос: Сонечка Мармеладова святая или падшая девушка? и т.д.

Задачами кейс–метода являются:
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, чтобы повысить эффективность обучения;
  • повысить мотивацию к учебному процессу;
  • научиться работать с информацией, вычленять главную мысль;
  • научиться делать правильные выводы;
  • научиться работе в команде, если это подразумевает задание кейса, учитывая все точки зрения;
  • научиться четко и точно излагать собственное мнение в устной и письменной форме.
При составлении заданий для кейса необходимо использовать несколько уровне (ступеней) сложности:
- первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение.
- вторая степень сложности: есть ситуация – решения нет.
- третья степень сложности: есть практическая ситуация - определить проблему и найти пути решения.

Чтобы использовать кейс-метод на уроках литературы, нужно учитывать главное условие: в произведении должны быть противоречия, с помощью которых формулируются проблемные вопросы и практические задания для учащихся.

При разработке и решении кейса с обеих сторон (т.е. учителя и ученика) требуется основательная подготовка. Учитель, помимо того, что выбирает тему, подбирает определенную литературу, разрабатывает план урока, должен организовать итоговое обсуждение результатов работы и оценить каждого ребенка. И ученик также, помимо того, что получает кейс, выполняет поставленные задания, должен прочитать, если этого требует формулировка задания, дополнительную литературу по данной теме, уметь выслушать различные точки зрения и отстоять свою.

Разработаем примерный кейс по произведению М. Горького «На дне» и посмотрим, как можно применить его на уроке литературы.
Содержание кейса.

Тема урока: Униженные и оскорбленные.
Герои рассказа: обитатели ночлежки.
Проблема: правда или ложь.

Вопросы:
- В чём причина конфликта?
-Воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле или жить иллюзиями?
-Быль ли вашей жизни подобные ситуации? Как вы поступали в таких случаях?
-Какие советы вы могли бы дать обитателям ночлежки

Представление результата: По очереди каждая группа учеников представляет свои варианты ответов. Далее, ведется обсуждение наиболее оптимального варианта решения проблемы. Такой урок можно проводить в форме дебатов, проектов, дискуссий и т.д. Выбор организации уроков литературы с применением кейс технологии огромен.

Такая организация урока литературы способствует развитию умения учеников работать с текстом и выявлять из него важную информацию, умению излагать свою речь письменно и устно, а также работе в команде.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что кейс-метод в практике учителей является инновационным, но он имеет свои значительные плюсы: его можно применять абсолютно в каждом классе, предварительно подводя под определенный уровень учеников, он может проводиться в различных формах (игра, беседа, дебаты и т.д.). Работа с кейсом развивает коммуникативные умения, а также она подразумевает, что ученик может опираться на свой жизненный опыт или на опыт героев других произведений и оперировать этими выводами. И стоит заметить важный факт, который в нашей системе образования необходим, что кейс-метод способствует развитию ситуационного навыка у учащихся.
 

Библиографический список

1. Дзатцеева Т. С. Кейс - технологии и их применение в современной школе на уроках литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (дата обращения: 05. 05. 2018).

2. Пузик И.Н. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды. [Электронный ресурс] // Infourok.ru : [web-сайт]. – URL: https://infourok.ru/doklad-keys-tehnologii-kak-odin-iz-innovacionnih-metodov-obrazovatelnoy-sredi-1723274.html (дата обращения 05.05.2018).

3. Шимутина, Е. В. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование. – 2009. - №2 .
 

Робот списокРобот определил, что со статьёй "Использование метода кейса на уроках литературы" тематически связаны:
Для ссылки:
Мачуженко В.С., Мусабаева Э.С. Использование метода кейса на уроках литературы [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/case/6-1-0-646 (дата обращения: 15.05.2024).
Автор(ы): Мачуженко В.С., Мусабаева Э.С. | Опубликовано 27.05.2018 | Просмотров: 5065