Формы организации внеклассной работы по русскому языку в средней общеобразовательной школе

Робот Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть
Огулай Назарова, Бану Шарипова
гуманитарный факультет Шадринского государственного педагогического университета
 
Статья опубликована в сборнике: Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность. – Шадринск : ШГПУ, 2019. 

В настоящее время современная общеобразовательная школа утратила первостепенное значение в передачи знаний и опыта будущему поколению. Сегодня вся необходимая информация находится в открытом доступе, и ученик легко может рассказать учителю о фактах языка, которые узнал в интернете или из телепередачи. В свою очередь школьная методика начала активную переорганизацию под реалии настоящего дня. Сейчас педагогу важно не просто рассказать о языке факт, а заинтересовать рассказом и воспитать всесторонне развитую и активную личность, которая бы хорошо ориентировалась в «море» информации и смогла бы выбирать только ценное, стремилась к обучению и самообразованию.

Бесспорно, что умения и навыки школьника в области родного языка лучше усваиваются в естественной среде, а не на уроках. Этому может помочь организация внеклассной работы в форме кружков, олимпиад и недели науки. Поэтому вопрос об эффективной организации внеклассной работы является актуальным. Именно такая работа должна проводиться на уроках внеклассной деятельности, где ученики могут свободно и творчески подходить к изучению русского языка.

Проблемой организации внеклассной деятельности по русскому языку занимались педагоги прошлых лет: Н. Н. Ушаков, Л. И. Пастушенкова, Б. Т. Панова и другие. Однако, по причине того, что такая форма работы всегда оказывалась на втором месте после учебной и не включалась в общее планирование, методисты до сих пор не пришли к единой точке зрения на ее определение. Рассмотрим лишь небольшую часть дефиниций искомого понятия [1].

Н. Н. Ушаков под внеклассной работой понимает: «Часть учебного процесса, форма организации свободного времени учащихся» [8, с. 16]; В. А. Сластенин: «Деятельность по выявлению и развитию творческих способностей»; Г. М. Коджаспирова: «Работа, направленная на успешную социализацию ученика». Л. Н. Седова, О. В. Джежелей считают, что внеклассная работа – это «учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана коллективом учителей и учеников на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса» [4, с. 41].

Для организации внеклассной работы учитель должен четко представлять себе ее цели, задачи, направления. По ФГОС основными целями внеклассной работы по русскому языку является: развитие максимально устойчивого интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению.

К задачам внеклассной работы по русскому языку, которая продолжает цели традиционного урока, относятся: закрепление пройденного материала по русскому языку, углубление имеющихся знаний, развитие грамотной устной и письменной речи, развитие коммуникативных качеств, формирование орфографических и пунктуационных навыков, формирование интереса к изучению русского языка [5].

Внеурочная деятельность – это система воспитания, которая охватывает разные направления. По ФГОС к направлениям относят: познавательную и игровую деятельность, проблемно-ценностное и досуговое общение [6, с. 35-38].

На уроках русского языка представленные направления могут быть реализованы следующим образом.
  1. Познавательная деятельность: организация недели науки по русскому языку, приглашение гостей для выступления.
  2. Игровая деятельность: разработка игры по конкретной теме урока для параллельного класса, подготовка театрализованного представления по русскому языку.
  3. Проблемно-ценностное общение может быть реализовано в форме дискуссии по спорным вопросам пройденной темы. Ученики могут подготовить доклады, в которых представлены разные точки зрения на изучаемое явление.
  4. Досуговое общение осуществимо, например, при организации тематического вечера, посвященного ученым-лингвистам. Возможно, организовать представление любимых произведений школьников, которые были бы проанализированы с точки зрения своеобразия языка, стилистики.
  5. Социальное творчество – разработка брошюр или статья в газету.

Несмотря на частое обращение к вопросу организации внеклассной работы по русскому языку, методисты до сих пор не выработали единой классификации форм внеклассной деятельности. Объясняется это тем, что в основе внеклассной работы лежит принцип творчества, следовательно, и форм работы может быть множество.

Разнообразие форм внеклассной работы позволяет школьным учителям творчески подойти к ее организации. Рассмотрим наиболее актуальные формы организации внеклассной работы по русскому языку.

Кружок – наиболее активно использующийся вид групповой внеклассной деятельности. Основу кружка составляют ученики, которые заинтересованы в более глубоком изучении русского языка.

Целью кружка русского языка является – пробуждение интереса у школьников к речевым явлениям. К задачам можно отнести формирование грамотной речи учащихся, навыков выразительного чтения, развитие интереса к чтению, расширение и углубление знаний по русскому языку, развитие у учащихся умения работать с книгами и словарями, развитие навыка самостоятельного анализа языковых единиц [7].

К видам деятельности кружка можно отнести теоретические (рассказ, беседа, лекция, сообщение) и практические (конкурсы, игры, работа с тестами, работа с книгой и словарём, составление ребусов, предложений, диалогов, написание сочинений). Интерес внеклассной работы поддерживается во многом атмосферой творчества, соревнования, где каждый ребенок может проявить себя. Соревновательный настрой содержат и олимпиады.

Олимпиада как вид внеклассной деятельности, − это интеллектуальное состязание учеников в определенной научной области, которая показывает уровень знаний по предмету, а главное – умение эти знания применять на практике в нестандартной обстановке, требующей творческого подхода к решению проблемы [3].

В области русского языка олимпиада проверяет знания по школьной программе, уровень развития речи, а также углубленные знания по предмету. Именно поэтому она требует серьезной подготовки, если ученик стремится занять призовое место. Задача учителя – подготовить такого ученика и дать дополнительные знания, стоящие за рамками школьной программы. Но на начальном этапе олимпиада позволяет проверить свои знания всем желающим. Это вносит разнообразие в учебный процесс.

Неделя русского языка в школе проводится в рамках общей недели наук и представляет собой особо организованное мероприятие, направленное на углубленное знакомство с русским языком в свободной и творческой форме [6, с. 35-38].

Для учителя русского языка такая форма внеклассной работы предполагает тщательную подготовку, привлечение большого числа учеников для организации. Но, несмотря на творческую направленность, неделя русского языка – это мероприятие, позволяющее провести косвенную диагностику уровня знаний учащихся по предмету.

Предметная неделя развивает у школьников интерес к русскому языку и пробуждает желание самостоятельно работать с литературой, словарями и справочниками. Учитель выбирает именно такие методы и формы организации, которые будут интересны самим ученикам. Например: создание газеты, концерт, организация конференции, встреча с лингвистом, экскурсия, создание стенда.

Несомненно, главная организующая роль принадлежит учителю. Его энтузиазм, желание заинтересовать школьников своим предметом оказывают наиболее плодотворное воздействие на учеников.

Итак, нами были рассмотрены такие формы внеклассной работы: кружок, олимпиада и неделя русского языка.

Мы пришли к выводу, что преимущество кружков состоит в том, что дети работают творчески и на основе аналогии открывают безграничные возможности языка. Также на занятиях дети общаются друг с другом и с педагогом, а значит, активно развиваются речевые навыки. Кружок объединяет ребят со схожими интересами, работа строится продуктивнее, ведь каждый занимается интересным для себя делом.

Олимпиады по русскому языку также выступают эффективным средством вовлечения школьников в процесс внеклассной работы. Важнейшей целью олимпиады является развитие у школьников интереса к русскому языку, потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с соответствующей литературой, справочниками и словарями. Олимпиады выступают ключевым фактором определения степени готовности ученика к дальнейшему изучению предметов.

Неделя русского языка позволяет широко охватить все области предмета русский язык и организовать работу в непринужденной и занимательной форме. Работа строится по четкому плану и предполагает серьезный уровень организации. Для этого педагог назначает учеников, которые бы помогали ему в проведении недели науки. Формат мероприятий может быть самым разнообразным: от серьезной и углубленной работы по изучению русского языка до проведения ознакомительных и развлекательных мероприятий. Характерной особенностью недели русского языка является наличие творческих выступлений учащихся, обычно организовывается концерт открытия и закрытия с награждением.

Всесторонне организованная и систематически осуществляемая внеклассная работа дает школьникам возможность не только закреплять полученные на уроках теоретические знания и навыки, но более глубоко и комплексно дополнять и раскрывать их. Внеклассная работа при содействии учителя и одноклассников способна создать необходимые условия для речевой практики, а это в свою очередь готовит школьников к речевой деятельности уже в более естественных условиях.


ЛИТЕРАТУРА
1. Абдрахманова, А. М. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты. [Электронный ресурс] / А.М. Абдрахманова – 2015 // Pedportal.net – Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-mo/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizacii-obrazovatelnye-rezultaty-492795. – 21.03.2019.
2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов – М. : Академия, 2001. – С. 48-52.
3. Библиографический словарь методистов русского языка XIX–XX вв. [Электронный ресурс] // Litirus.ru . – Режим доступа:http://litirus.ru/prepodavanie/bibliograficheskiy-slovar-metodistov-russkogo-yazyika-xix-xx-vv.html. – 12.10.2018.
4. Иванова, Е. В. Внеклассная работа по русскому языку: лингвистическая подготовка к выбору профессии [Текст] / Е. В. Иванова // Русский язык в школе. – 2013. – № 11. – С. 40-44.
5. Лингевич, О. В. Этапы становления понятия «Внеурочная деятельность» в России [Электронный ресурс] / О. В. Лингевич // Interactive-plus.ru – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/113388/discussion_platform. – 25.03.2019.
6. Пастушенкова, Л. И. Организация занятий по русскому языку во внеурочной деятельности [Текст] / Л. И. Пастушенкова // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 35-38.
7. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: конспект лекций [Электронный ресурс] / Л. Н. Седова // Studfiles.net – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2381187/. – 20.03.2019.
8. Ушаков, Н. Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе [Текст] Н. Н. Ушаков // Пособие для учителей – М.: Просвещение, 1975. – 223 с.

Робот списокРобот пришёл к выводу, что со статьёй "Формы организации внеклассной работы по русскому языку в средней общеобразовательной школе" тематически связаны:
Для ссылки:
Назарова О.П., Шарипова Б.А. Формы организации внеклассной работы по русскому языку в средней общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/formy_organizacii/6-1-0-660 (дата обращения: 15.05.2024).
Автор(ы): Назарова О.П., Шарипова Б.А. | Опубликовано 07.09.2019 | Просмотров: 4088