Нормирующие инструменты школьного инновационного менеджмента

Робот Робот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть
Нормирующие инструменты обеспечивают ввод в управляемую систему информации, которая упорядочивает различные аспекты деятельности и поведения участников управляемого процесса. К ним относятся инструкции, алгоритмы деятельности, предписания и т.п. Цель, с которой в инновационном менеджменте применяются нормирующие инструменты, заключается в нормировании, т.е. в определении чётких границ нормы. 

Основными объектами нормирования в менеджменте являются содержание, организация, условия и результаты деятельности. Однако иногда приходится нормировать не только деятельность, но и поведение сотрудников, их отношение к объекту труда, к коллегам по работе. Необходимость такого нормирования возрастает, если в школе существенно обновились педагогические кадры и (или) осуществляемые инновации и приводят к стремительному системообразованию.

Основными средствами нормирования являются различные документы федерального, регионального и муниципального уровней, а также локальные акты (нормативно-регламентирующие документы, разработанные внутри школы и утверждённые в установленном порядке). Однако документ, содержащий нормативы, описывающий содержание и организацию процесса, дающий рекомендации по упорядочению и совершенствованию деятельности, сам по себе ещё нельзя рассматривать как инструмент менеджмента. Документ становится инструментом только при условии его использования в практике менеджмента.

К инструментам нормирования относятся различные инструкции, нормы оценок, правила поведения, памятки, планы, программы, алгоритмы и схемы действий в той или иной ситуации.

В упорядочении управляемого процесса центральное место занимают должностные инструкции, которые нормируют содержание деятельности, обеспечивающее выполнение сотрудником своих профессионально-должностных функций. Д.А. Аширов выделяет следующие методы, используемые для разработки должностных инструкций:
  • изучение специальной литературы («литературный поиск»); 
  • опрос сотрудников; 
  • наблюдение; 
  • анализ опыта работы; 
  • анализ качественных показателей (специфика данной должности, требуемых для её выполнения личностных качеств, знаний, навыков, опыта работы).

Должностные инструкции могут создаваться вновь (для новых, не существовавших ранее в данной системе должностей) либо корректироваться, дополняться обязанностями, связанными с управлением инновациями или участием в инновационном процессе.

Должностная инструкция может кратко описывать функциональные обязанности сотрудника, а может быть и развёрнутой.

В школе, работающей в инновационном режиме, нередко возникает необходимость на тактическом уровне внутришкольного менеджмента передать полномочия, связанные с управлением инновациями, одному лицу. Этим обусловлено, например, введение должности заместителя директора школы по инновационному развитию. В круг его обязанностей могут входить:
  • организация деятельности инновационного совета школы; 
  • формирование системы информационного обеспечения инновационного процесса; 
  • обеспечение консультирования по актуальным проблемам инновационного процесса (индивидуальное или групповое, консультирует сам или организует консультации у других специалистов, в том числе за пределами школы); 
  • изучение потребности педагогов в повышении инновационной компетентности, их предварительное оценивание и т.д.

Нормирующими инструментами могут служить алгоритмы деятельности. Существенное отличие алгоритма в том, что он чётко определяет не только содержание деятельности или отдельных действий, но и задаёт последовательность действий и операций, приводящих к желаемому результату.

Алгоритм может иметь вид ветвящейся схемы, ветви которой представляют собой пути действий при тех или иных условиях. Такие схемы алгоритмов (алгоритмические схемы) особенно удобны, если на каком-то этапе процесса выявляется множественность дальнейших путей, и надо выбрать из них один, оптимальный. Примером алгоритмической схемы может служить схема, составленная нами для внедрения в систему работы школы воспитательной технологии «групповая проблемная работа». 

Ещё один вид нормирующих инструментов – это памятки, содержащие конкретные рекомендации по упорядочению индивидуальной и коллективной деятельности, помогающие избегать типичных ошибок и преодолевать типичные затруднения. В качестве примера приведём используемую в ряде школ «Памятку для начинающего учителя».

Элементы нормирования применяются в управлении различными аспектами инновационно-педагогической деятельности. Важными нормирующими инструментами являются планы работы, программы развития, позволяющие нормировать цели и содержание работы, последовательность этапов, способы и условия реализации, сроки исполнения, конечные и промежуточные результаты, показатели возможности перехода к следующему этапу, взаимодействие субъектов процесса и прочие существенные параметры. 
 
Робот списокРоботом установлено, что со статьёй "Нормирующие инструменты школьного инновационного менеджмента" тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В. Нормирующие инструменты школьного инновационного менеджмента [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/2-1-0-63 (дата обращения: 20.04.2024).
Автор(ы): Сидоров С.В. | Опубликовано 03.02.2012 | Просмотров: 5321