Чем лучше работает сельская школа, тем скорей она закроется?

Робот Внизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть
Говоря о современных проблемах инновационной деятельности в сельской образовательной среде, необходимо остановиться на вопросе взаимодействия и взаимного влияния сельской школы и её ближайшего социально-экономического окружения. В частности, тезис советской педагогики о мощном формирующем влиянии школы на культурное и социально-экономическое развитие села в современных условиях требует серьёзных корректив.
 
С одной стороны, сегодня сельская школа по-прежнему является центром культурно-образовательной работы на селе; особенно эта её роль актуализируется в тех сёлах, где ДК существуют лишь формально.
 
С другой стороны, кризисное состояние большинства российских сёл приводит к оттоку населения из сельской местности, причём из села уезжают в первую очередь люди репродуктивного возраста. В результате количество детей в сёлах сокращается настолько, что даже школа, укомплектованная высококлассными педагогами и дающая качественное образование, вполне может оказаться перед угрозой значительного сокращения штата или полного закрытия из-за отсутствия в селе достаточного количества учеников.
 
В условиях, когда подавляющему большинству перспективной молодёжи невозможно найти достойную работу в сельской местности, оказывается, что чем больше выпускников школы становятся конкурентоспособными на рынке труда, тем меньше их остаётся в родном селе. И это закономерно, ведь весьма похожий процесс имеется в виду, например, когда говорят об «утечке мозгов» из России за рубеж. Однако такая закономерность приводит к парадоксу, который ставит под сомнение саму идею развития образования в сельской местности: получается, что чем эффективней будет работать среднестатистическая сельская школа, тем скорей наступит момент, когда она окажется ненужной в данном селе.
 
Данный парадокс создаёт во многих сельских школах дилемму: давать образование, заведомо ориентирующее детей исключительно на то, что они будут жить и работать на селе (при этом повышается вероятность сохранения школы, однако нарушается право личности на самоопределение) или повышать разнообразие и качество общего образования сельских школьников, тем самым приближая школу к прекращению её существования. Конечно, данная дилемма отражает состояние образования на селе несколько утрированно, однако наше исследование показывает, что именно так она воспринимается многими педагогическими и административными работниками сельских школ. В частности, около 86% сельских педагогов и руководителей различных школ в те или иные моменты жизни задают себе подобные вопросы, а для 63% нерешённость этой дилеммы является существенным препятствием в инновационной деятельности.

Робот списокРобот обнаружил, что со статьёй "Чем лучше работает сельская школа, тем скорей она закроется?" тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В. Чем лучше работает сельская школа, тем скорей она закроется? [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/17-1-0-96 (дата обращения: 25.04.2024).
Автор(ы): Сидоров С.В. | Опубликовано 18.06.2012 | Просмотров: 5767