Комплексный подход к развитию народных школ в педагогическом опыте Н.А. Корфа

Робот Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть
Д.А. Дронова
студентка 2 курса факультета Истории и Права
 
С.В. Сидоров
кандидат педагогических наук, доцент
 
 
Н.А. КорфНиколай Александрович Корф (1834-1883) – выдающийся деятель образования, посвятивший свою жизнь реформированию народных школ. Корф родился в 14 июля 1834 г. в Харькове, на земле теперешней Запорожской области (бывшего Александровского уезда Екатеринославской губернии) [1]. Начальное образование получил в семейной школе Грановских. Окончил Александровский лицей и в 1854 году поступил на службу в министерство юстиции, однако скоро оставил службу, поселился в селе Нескучном, в имении покойной матери. Здесь стал заниматься общественной деятельностью в качестве уездного гласного, мирового судьи, устроителя начальных школ [3].
Активная деятельность Н.А. Корфа в качестве организатора школ начинается с 1867 года, когда его выбирают членом училищного совета. Свою деятельность он начинает с ознакомления с ознакомления школьного дела. Он произвел ревизию школ уезда и установил, что в подавляющем большинстве школ обучение детей находится в крайне запущенном состоянии [2]. Причиной того являлось отсутствие учебного оборудования, слабая подготовка учителей, крайне не совершенные способы обучения.
Поясним, по каким причинам в России остро встал вопрос массового начального образования. После отмены крепостного права 1861 г., когда свыше 40 миллионов крепостных обрели определенные гражданские свободы, вопрос о народном образовании стал первостепенным. Более 80% населения России в 60-е годы XIX столетия составляли жители сельской местности. Именно в деревнях и селах, особенно в дальних уездах, царило полное невежество, отсутствие каких-либо учебных заведений. Правда, кое-где были так называемые писарские училища для удельных крестьян да домашние школы грамоты для государственных крестьян, но их было так мало, и обучение велось такими суровыми и допотопными методами, что они чаще отпугивали детей и их родителей от школьного образования [1].
Таким образом, в организации сельских школ существовало множество проблем, решение которых по отдельности мало что могло изменить. Именно Н.А. Корф разработал и осуществил один из первых в России успешных проектов создания развитой уездной сети сельских школ. Особенность его проекта – комплексный характер преобразований, стремление охватить и согласовать между собой все ключевые вопросы развития системы народного просвещения.
Н.А. Корф внедрил тип сельской школы с трехгодичным сроком обучения. Предполагалось, что занятия будет вести один учитель-универсал. Учебный год длился 6 месяцев и начинался в октябре после завершения сельскохозяйственных работ. Специально для сельской школы он учебную книгу «Наш друг» в 1871 году, содержавшую практические советы и общеразвивающий материал использовавшуюся как дополнение к «Родному слову» К.Д. Ушинского. Всего Корф издал 5 учебников и руководств для сельской школы, в том числе «Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ», «Как обучать грамоте детей и взрослых. Руководство к обучению грамоте по звуковому способу», книгу для начальной школы «Малютка».
В период с 1867 по 1872 год в Александровском уезде им было открыто более 100 школ. Он сумел наладить обеспечение сельских школ книгами и наглядными пособиями, впервые в России провёл учительский съезд.
Н.А. Корф инспектировал школы, организовал обучение учителей и обмен педагогическим опытом на открытых уроках, защищал интересы народной школы в печати. В изданных им «Отчетах Александровского уездного училищного совета» освещаются порядок открытия школ, вопросы организации училищного совета, выбора попечителя, найма учителя.
Для лучшего понимания замыслов Корфа обратимся к первоисточнику книге «Русская начальная школа: руководство для земских гласных и учителей земских школ». Особый интерес, на наш взгляд, представляет вопрос о том, как Корф планировал организовать народную школу, где найти средства на ее финансирование, как осуществлять подбор учителей.
Николай Александрович первостепенное внимание уделяет привлечению крестьянских общин к организации и финансированию школ. По его словам, «Необходимо, чтобы крестьяне чувствовали необходимость в образовании. Но не стоит забывать, что массам всегда нужен руководитель, так как среди крестьян слишком мало образованных людей, и поэтому они за руководством в сфере просвещения они должны обратиться к высшим сословиям. Помощь должна заключаться в первую очередь в подборке учителей. Школа должна доказывать на практике свою необходимость и эффективность и тем привлекать учеников и средства, так как «отношение сельского населения к школе очень часто зависит от достоинств обучения» [7]. Другая проблема негативного отношения сельского населения к школе – это халатное отношение сельских урядников (завхозов) к школьному имуществу. Помимо крестьян, выступающих против просветительской деятельности, есть те, которые готовы провести за учебной скамьей время, которое они бы могли провести в празднествах либо использовать для найма на работу. Главным остается, чтобы нашлись люди из образованных классов, которые руководствуясь народными нуждами, организовали бы школы.
Неспроста речь первоначально шла об отношении сельского населения к школе, ведь именно оно должно ее обеспечивать. Однако крестьянство бедно, а если переложить бремя финансирования школ на государство, то, по мнению Корфа, оно все равно возьмет у крестьян эти деньги, увеличив размер налогов, и тем сделает положение крестьянства еще тяжелее. Поэтому Корф предлагает финансирование школ поручить крестьянским общинам, а средства извлекать из производств, не облагаемых в то время налогами: работы мельниц, каменоломен и т.д. Сельское общество под управлением земства должно оплачивать жалование учителя, постройку и содержания здания школы. Роль государства заключается в финансировании открытия учительских семинарий, организаций и лиц, улучшающих и открывающих школы, осуществляющих надзор над народными школами, а также в материальной поддержке желающих продолжить обучение после окончания народных школ.
В обязанность земства как сословного органа самоуправления входило осуществление надзора над расходами школ. Помимо этого земство должно снабжать школы учебниками, организовать открытие учительских библиотек и съездов учителей, содержать несколько образцовых училищ для подготовки к поступлению в учительскую семинарию.
Интересы школы должен представлять ее попечитель. Данная должность выборная, выбираться попечитель школы может из любого сословия. В его обязанности входит поддерживать материальную базу школы и следить за её использованием, обеспечивать учителя жильем, контролировать его работу, собирать добровольные взносы в фонд школы.
Даже при наличии достаточной материальной базы возникает проблема найти квалифицированного учителя. К сожалению, простого знания грамоты (условно говоря, знаний) слишком мало для преподавательской деятельности. С другой стороны, люди, обладающие достаточным образованием, не готовы «трудиться за плату в 250 рублей серебром в год».
С каким уровнем образования брать учителей на работу? Выход может быть в следующем: подбирать персонал в зависимости от требуемого уровня грамотности сельских жителей. В таких условиях большое значение имеет способность и желание учителей увеличивать багаж собственных знаний. В качестве учителя не может выступать представитель духовенства и сельской интеллигенции, так как учитель должен все свое время посвятить школе, являясь примером во всем для детей и взрослого населения.
Согласно проекту Корфа, учителя нанимает сельское население. Кандидатуры на учительское место представляет училищный совет, а трудовой договор заключается при участии попечителя школы. Учитель должен быть обеспечен кровом и жалованием на весь год, а не только на время преподавания. Если село не располагает достаточными деньгам, то оно может компенсировать другими путями, выделить землю для обработки и тому подобное. В обязательном порядке учителя должны обеспечить отапливаемым жильем и продуктами питания. Интересна оговорка Корфа о возможности женщинам занимать должность учителя: по его мнению, это возможно лишь при согласии и поддержке попечителя (иначе говоря, предубеждение попечителя относительно женщин-учителей означало, что женщину не примут на должность учителя).
Рассмотрим материальную базу народных школ по типу Корфа. Согласно чертежу Корфа, школа, рассчитанная на 75 учеников, имела следующие помещения: классную комнату для занятий 2 и 3 классов школы на 56 учеников, классную комнату для 1 класса на 20 или 25 учеников, учительскую квартиру с сенями и кухней, сени с вешалками для платьев учеников, отхожее место. В школе должны были быть школьные скамьи (парты), учительский стол, книжный шкаф, скамьи для посетителей, классная доска, часы, печи, стеклянный простенок со стеклянной дверью (перегородка между классными комнатами, чтобы учитель, находясь в одном классе, мог следить и за другим), чан с водой для питья.
Важное направление работы земства – обеспечение школ учебными книгами. Н.А. Корф описывает поэтапное приобретение учебных пособий с учётом возможностей финансирования сельской школы [7]. Ограничимся лишь перечислением учебных пособий и их количеством.
Книжный фонд школы на 75 учеников включал: «Объяснение молитв свящ. Чемены» – 1 шт., «Начальное поставление в православной вере свящ. Соколова» – 1 шт., «200 подвижных букв на картоне», «Родное слово» Ушинского» – 20 экз., «Руководство к обучению грамотности, барона Корфа» – 1 экзе., «Первая учебная книжка» Пульсона» – 20 шт., «Евангелие на русском и славянском языках» – 10 ш., «Книга с картинками, издательство Шрейбера» – 1 шт., «Объяснение богослужения свящ. Михайловского» –1 шт., «Детский мир» Ушинского» – 10 шт., «Объяснение воскресного евангелия» Свирелина» – 1 шт., «Сборник для чтения рукописного» Золотова» – 10 шт., «Справочная книга по русскому правописанию» Классовского» – 1 шт., «Умственное счисление» Церигера» – 1 шт., «Собрание задач Томаса» – 1 шт., «Арифметика по Грубе» Пульсона» – 1 штука, «Арифметика» Главинского» –1штука, «Курс арифметики» Леве» – 1 шт., «Свет божий, перевод с южно-русского» – 10 шт., «Беседы о природе» Зобова» – 1 шт.
Итак, Н.А. Корф предлагает модель начальной школы с минимальными финансовыми затратами и максимально эффективным обучением. Эта модель была им эффективно реализована в Александровском уезде и принесла ему всероссийскую известность. Нетрудно заметить, что успех реорганизации сети сельских школ был во многом обеспечен детальной проработкой практически всех ключевых организационных и педагогических аспектов, комплексом мер, охватывающих нормативно-правовую базу, материальное обеспечение, подбор кадров, контроль и руководство, повышение квалификации специалистов, взаимодействие с социальной средой. Таким образом, Н.А. Корф сумел осуществить комплексный подход к развитию начальных сельских школ в России в ХIХ.
 
Литература
1. Августевич И.Н. Народное образование [Текст] / И.Н. Августевич // Ученые записки – Белгород, 1959 – с. 124-141.
2. Верижникова Г.А. Организатор земской народной школы Н.А. Корф. К 160 – летию со дня рождения [Текст] / Г.А. Верижникова // Начальная школа – 1994. – №11. – С. 59-63.
3. Егоров С.Ф. К 150-летию Н.А. Корфа (статьи) [Текст] / С.Ф Егоров // Современная педагогика – 1984. – №8. – С. 102-113.
4. Князев Е.А. Земский просветитель: барон Николай Александрович Корф [Текст] / Е.А. Князев // Вестник образования Рост. – 2006. – №10. – С. 71-76.
5. Латышина Д.И. История педагогики. [Текст] / Д.И. Латышина – М. : Гардарики, 1998 – с. 421-429.
6. Лебедев П.А. У истоков народной школы. [Текст] / П.А. Лебедева// Начальная школа. – 1984. – №11. – С.70-75.
 7. Русская начальная школа: руководство для земских гласных и учителей земских школ [Текст] / сост. барон Н.А. Корф. – изд. 2-е, испр. и доп. – СПб: Изд. Д.И. Кожанчикова, 1870. – 476 с.
 


Робот списокПодсказка робота: со статьёй "Комплексный подход к развитию народных школ в педагогическом опыте Н.А. Корфа" тематически связаны:
Для ссылки:
Дронова Д.А., Сидоров С.В. Комплексный подход к развитию народных школ в педагогическом опыте Н.А. Корфа [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-82 (дата обращения: 29.03.2024).
Автор(ы): Дронова Д.А., Сидоров С.В. | Опубликовано 14.05.2012 | Просмотров: 13377