Создание безопасной социально-психологической среды на уроке

Робот Робот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть

Юлия Комлева  
студентка 2 курса факультета Истории и права ШГПИ  

Научный руководитель: Сидоров С.В.

 

Личная безопасность – это состояние защищенности личности от внутренних и внешних угроз. В понятие личной безопасности входят психологические и физиологические составляющие. Психологическую безопасность можно определить как совокупность условий, обеспечивающих сохранение психики человека, целостности личности, развитие и функционирование индивида при взаимодействии со средой, возможность предотвращения и устранения угрозы, выбор такой среды, которая создает защиту от психологического насилия и обеспечивает психологическое здоровье [5].

Образовательная среда – это неотъемлемая часть социального мира человека. Поэтому образовательные учреждения являются важными объектами обеспечения безопасности.

К числу факторов, препятствующих созданию на уроке безопасной социально-психологической среды, можно отнести следующие:

- высокую ответственность и психологическую напряжённость труда учителя, его ориентированность на результат обучения, оценивание со стороны, агрессивное отношение со стороны учащихся и родителей;

- высокую утомляемость детей на уроке, их неуверенность в себе, скованность, замедленный темп деятельности, трудность переключения с одной деятельности на другую.

Образовательная среда на уроке перестает быть безопасной при нарушениях благоприятных социально-психологических условий. К таким нарушениям относятся, например, недостаточное внимание педагогов к учащимся, нетолерантное отношение к другим культурам, необъективное отношение к ученикам со стороны преподавателей и одноклассников.

С другой стороны, дружеский климат, теплое и доверительное отношение учителей и воспитателей к своим подопечным, объективное оценивание способностей учащихся, снижение психологической напряженности на уроках увеличивают безопасность социально-психологической среды на уроке.

Главные понятия при изучении психологической безопасности – это  психологическая травма, опасность, психологическая угроза.

Согласно энциклопедическим словарям, психологическая травма – это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды и стрессовых воздействий других людей на его психику.

Факторами низкой психологической безопасности в образовательной среде могут быть недоукомплектованность преподавательского состава, недостаточная материально-техническая оснащенность.

Одной из главных опасностей считается неудовлетворение потребности в общении между личностями, что приводит к асоциальному поведению человека, отрицательному отношению к школьному коллективу и ухудшению физического и психологического здоровья личности. Этому так же способствует переходный возраст, переход из средних классов в старшие, что может привести к затягиванию адаптации к новым условиям. 

Риском для психического здоровья учеников Л.А. Регуш, считает несоответствующий уровень требований предмета реальным возможностям учащихся, сложные взаимодействия преподавателя и учеников, нежелание активных действий на уроках, отсутствие взаимопроникновения школьных предметов, сложность в выполнении домашних заданий. Недостаточность социально-психологической безопасности в межличностных отношениях ученика и педагога впоследствии приводит к нежеланию обращаться за помощью учащихся к преподавателю.

Необходимыми условиями психологической безопасности на уроке выступают:

- доверительные отношения друг к другу;

- уважительные и внимательные взаимоотношения;

- дисциплина (если она не устанавливается как жесткое давление на учащихся и как наказание).

Для создания безопасной социально-психологической среды на уроке важную роль играют разрешение конфликтных ситуаций на взаимовыгодных условиях (без физического воздействия), способность услышать друг друга, возможность выражения точки зрения, умение контролировать эмоции и нести ответственность за свои слова и поступки.

Чтобы обеспечить высокий уровень психологической безопасности нужно опираться на наиболее важные принципы в образовательной среде:
- опора на развивающее образование, главной целью которого является не обучение, а развитие эмоциональной, социальной и духовной сферы сознания;
- психологическая защита и поддержка прав на безопасное взаимодействие всех субъектов в образовательной среде;
- формирование социально-психологической умелости: умений и навыков, которые дают возможность правильного выбора своего жизненного пути и соответствующего поведения, самостоятельного анализа и решения проблем, исключают психологическое насилие.
Реализация этих принципов позволяет осуществлять профилактику и коррекцию состояния беспомощности, характеризующего социально-психологическую незащищённость личности. Внутренняя беспомощность – это угроза в образовательной среде, где социально – психологический уровень безопасности низкий [5].

Передовой педагогический опыт, обобщённый в интернет-источниках, позволяет выделить основные критерии и показатели благоприятной социально-психологической среды на уроке.

Критерии благоприятной социально-психологической среды на уроке [3].

 1. Оптимизм, жизнерадостность. На уроке должны быть жизнерадостные, бодрые, оптимистичные взаимоотношения между учениками, строящиеся на принципах взаимопомощи и сотрудничества.

2. Взаимное уважение. Учениками должны быть усвоены нормы уважительного отношения ко всем, поддержание слабых, помощь новичкам.

3. Развитие личностных качеств, способствующих созданию комфортного социально-психологического климата. На уроке ценятся такие качества личности, как трудолюбие, бескорыстность и ответственность.

4. Нацеленность на высокие достижения. Все ученики должны быть активными, энергичными, настроенными на получение высоких показателей на уроке.

5. Сопереживание, искреннее сочувствие. Неудачи учащихся на уроке должны сопровождаться искренним сопереживанием одноклассников.

6. Инструктивность. Ученикам в начале урока сообщают не только тему, но и порядок её изучения, что приводит к снижению уровня тревожности перед видами определенной деятельности, которая предстоит.

7. Позитивный эмоциональный настрой. В начале урока преподаватель должен создать эмоциональный настрой на работу у всего класса. Нужно чтоб образовательный процесс был обогащен  позитивными, положительными эмоциями, так как они являются стимулятором таких  психических процессов как внимание и память. Ведь образы, которые воспринимались эмоционально, лучше запоминаются.

8. Поощрение самостоятельности, учебной инициативы. Повышенная степень самостоятельности, атмосфера заинтересованности всех учеников на уроке – возможность достижения успеха для тех учеников, которые не очень успешно работают в группе, в коллективе.

9.  Индивидуализация обучения. Учитель должен применять специально разработанный дидактический материал, разного уровня задания, которые позволяют ученику выбрать форму и вид материала при решении задач. Использование дифференцированных заданий помогает ученикам с низким темпом работоспособности выработать устойчивую мотивацию к более качественному и быстрому выполнению работы.

10. Рефлексия. В конце урока учитель должен обязательно обсудить с детьми, что они узнали нового, и что им понравилось при изучении материала.

11. Комплексный характер оценивания. Оценивание в конце урока проводится не по одному критерию или виду работы, а по всем параметрам, по конечному результату, и пути его достижения.

Перечислим основные эмпирические показатели благоприятной социально-психологической среды на уроке.

1. Показатели эмоционального фона:

- вербальные: словесное выражение оптимистичного настроя к процессу взаимодействия с учениками;

- невербальные: добрая улыбка, смех, спокойный и позитивный тон.

2. Показатели способности к сотрудничеству:

- вербальные: высказывание заинтересованности в мнении и идеях других, обращение к ученикам с уточняющими вопросами (Как ты считаешь? Тебе это нравится?);

- невербальные: демонстрация внимательного выслушивания.

3. Показатели эффективности взаимодействия:

- вербальные: словесное подтверждение решения задач, удовлетворение результатом;

- невербальные: жесты, которые выражают удовлетворение от проделанной работы при подведении её итогов [2].

Создание ситуации успеха, это один из факторов обеспечения социально – психологического комфорта на уроке. В психологии успех  рассматривается как состояние радости, удовлетворения конечным результатом, к которому личность стремилась в своей деятельности. Испытывая состояние успеха, у ученика может сформироваться более сильная мотивация к дальнейшей деятельности, повышается самооценка. В случае, когда успех постоянный, начинается цепная реакция, которая высвобождает скрытые возможности личности.

Ситуация успеха на уроке – это целенаправленная деятельность, сочетающая в себе условия, при которых создается возможность достижения значительных результатов. В работах А.С. Белкина выделяется три вида успеха.

Предвосхищаемый успех. В основе этого успеха лежат ожидания, надежды или упование на чудо. При выполнении заданий на уроке, ученик в состоянии предвосхищаемого успеха, уверен в том, что решает задания верно и получит за него положительную оценку.

Констатируемый успех. Ученик в своей деятельности достигает положительного результата, фиксирует это достижение и радуется ему.

Обобщающий успех. Ожидание успеха в деятельности на уроке, постепенно становится устойчивой потребностью ученика. Это дает состояние уверенности в самом себе, хотя есть опасность, что ребенок начнет переоценивать свои возможности.

Проблема современных учеников заключается в низком уровне коммуникативных навыков, которые помогают быстрой адаптации на уроках. Это создает атмосферу страха и одиночества, рождает чувство неуверенности или замешательства. Выполнение специальных упражнений в начале урока, помогает решить проблему межличностного взаимодействия. На уроке желательно экспериментировать  с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать какие-то новые навыки взаимодействия и при этом ощущая психологический комфорт [1].

Для установления эмоционального контакта нужно использовать различные игры и упражнения, в которых учащиеся могут высказаться о своих чувствах и эмоциональном состоянии. Бывает, когда ученик не может прямо говорить, что он чувствует, из-за скованности. Это легко можно преодолеть в играх с масками, которые выражают те или иные эмоциональные состояния. Используя такие упражнения преподавателю гораздо проще следить и корректировать эмоциональное состояние подопечных, помогать преодолевать негативные эмоции.

Используемые на уроках упражнения такого характера можно разделить на следующие группы:

1) упражнения, которые формируют уважительные отношения между учащимися и к учителю, формируют интерес к одноклассникам и мотивируют на дальнейшее совместное обучение;

2) упражнения, которые помогают сплотиться, создают приятную атмосферу для командного выполнения заданий, ответственность за свою работу в группе. Выработка чувства коллективизма;

3) упражнения, которые развивают восприятие и понимание партнеров, учат  владеть средствами вербального и невербального общения на уроке;

4) упражнения, которые развивают коммуникативные навыки, позволяют преодолеть барьеры в общении, развивают умения выражать и аргументировать свое мнение [4].

Итак, создание безопасной социально-психологической среды на уроке  представляет собой реализацию учителем комплекса условий, обеспечивающих защиту всех участников учебного процесса от психологических угроз, успешное сохранение и развитие их физического и психического здоровья. Безопасная и комфортная социально-психологическая среда необходима для наиболее эффективного обучения, воспитания и личностного развития учеников, для их благоприятного физического и эмоционального состояния. Для создания такой среды на уроке необходимо учитывать физиологические и эмоционально-личностные особенности каждого ребёнка, выбирать и корректировать стили общения, создавать для учеников ситуации успеха.

 

Литература 
1. Бондаренко Т.Н. Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке» [Электронный ресурс] // Учебно-методический портал. - Режим доступа: http://www.uchmet.ru/library/material/134543/ (дата обращения 27.03.2012). 
2. Вербальные и невербальные коммуникации [Электронный ресурс] // Академия. Всё для помощи учащимся. - Режим доступа: http://www.academy35.ru/answers.php?id=4197 (дата обращения 27.03.2012). 
3. Воспитание на уроке или возможности педагогов в организации безопасной образовательной среды [Электронный ресурс] // Личный сайт преподавателя математики Стафик Татьяны Игоревны. – Режим доступа: http://nemo020777.narod.ru/p5aa1.html (дата обращения 27.03.2012).
4. Головкина Е.В. Упражнения для создания психологического комфорта на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] // Эжвинский лицей. – Режим доступа: http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/psih_komfort (дата обращения 27.03.2012).
5. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы. [Электронный ресурс] // Педагогическая психология. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya/read_online.html?page=4 (дата обращения 27.03.2012).


     Слайд-презентация доклада  

_____________________  

См. также: 
Проект координационного центра реабилитации и социальной адаптации выпускников пенитенциарных учреждений   
Уровневая дифференциация на уроке  


Робот списокРобот выяснил следующее: со статьёй "Создание безопасной социально-психологической среды на уроке" тематически связаны:
Для ссылки:
Комлева Ю.В. Создание безопасной социально-психологической среды на уроке [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/14-1-0-73 (дата обращения: 29.03.2024).
Автор(ы): Комлева Ю.В. | Опубликовано 23.04.2012 | Просмотров: 23793